|
КАРАТАЕВ Родился 5 июля 1922 года в Луховицком районе Московской области. Окончил десять классов средней школы в селе Дедикове. В 1940 году добровольно вступил в ряды Красной армии и был направлен в Борисоглебскую школу пилотов имени В.П. Чкалова. В 1941 году в звании сержанта переведен во 2-й запасной авиационный полк (станция Сейма Горьковской области), |
который готовил летчиков и перегонял самолеты для пополнения боевых полков. В этом полку служил летчиком-инструктором на самолетах Ла-5 и Л а-7. В Великой Отечественной войне участвовал летчиком-стажером 937-го истребительного авиационного полка резерва Главного командования в августе — октябре 1943 года на Западном фронте. В соответствии с решением командования участвовал в подготовке воздушной части Парада Победы летчиком истребителя Ла-7. Воздушный парад не состоялся по метеоусловиям. Впоследствии неоднократно участвовал в воздушных парадах на Красной площади и авиационных праздниках. С 1946 года осваивал первые реактивные самолеты Як-15, МиГ-9, Ла-15 и затем переучивал летчиков строевых частей. В 1951 году поступил в Военно-воздушную академию, носящую ныне имя Ю.А. Гагарина. В 1955 году окончил академию в звании подполковника и был назначен заместителем командира 712-го истребительного авиационного полка. Служил в Азербайджане. В 1956 году по состоянию здоровья был списан с летной
работы. С сентября 1957 года старший преподаватель Военной
командной академии ПВО имени Г.К. Жукова. Кандидат военных наук, доцент. С
1971 года Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Красной Звезды Венгерской Народной Республики, многими медалями. Жена Валентина Васильевна. Сыновья Владимир и Сергей — оба офицеры. Воспоминания: — В 1945 году на завершающем этапе Великой Отечественной войны личный состав нашего 2-го запасного полка продолжал работу по подготовке кадров для авиации ВС СССР. В январе я был принят в ряды ВКП(б), и вот приходит весть — Великая Отечественная воина победоносно завершена. Победа! Ликованию не было предела. В середине мая вышестоящее командование ставит полку задачу: подготовиться и принять участие в воздушном параде 24 июня 1945 года на самолетах Ла-7. Началась кропотливая, напряженная подготовка к параду. Отрабатывалась слетанность звеньев (три самолета), эскадрилий, полка в целом (27самолетов). Летали в две смены. 13 июня полк перелетает на аэродром Кубинка под Москвой для продолжения тренировок. Полеты по подготовке к параду проходили ежедневно, с раннего утра до обеда, а в послеобеденное время инженеры, техники и механики готовили технику к следующему летному дню. Инженерно-технический состав уходил с аэродрома только после того, как летчикам будет доложено о готовности к полету. 18 июня была проведена тренировка всего соединения истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. Самым сложным был взлет, сбор групп в общую колонну и выдерживание времени прохода контрольных поворотных пунктов маршрута. Взлет проходил звеньями с минимально возможной дистанцией между ними. На разбеге постоянно находились три звена. При такой плотности взлета все соединение (120 самолетов) взлетало за пять минут. Сбор в парадную колонну проходил на установленном маршруте. Все получилось хорошо, все были довольны. По рассказам очевидцев, это было впечатляющее зрелище — 120 самолетов в плотном строю, с четким выдерживанием дистанций и интервалов, на небольшой высоте. Посадка прошла организованно, без всяких происшествий. Мы были готовы к полету над Красной площадью. 22 июня всем тем, кто входил в парадный расчет, от имени президиума Верховного Совета СССР были вручены награды — медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945гг.». Настал день 24 июня 1945года. Погода отвратительная,
пасмурно, дождь. Наш полет над Красной площадью отменяется. Обидно. Но
труд наш не пропал даром. Нам все-таки удалось продемонстрировать свое
летное мастерство в День Воздушного флота СССР
18 августа 1445 года. |