СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ
Гадалова Г. С.
ВИИЦ
  

Самый знаменитый наш соотечественник среди тверских святых - "князь Михаил всея Руси" , канонизированный в 1549 г. на втором Макарьевском соборе. О его деятельности написаны монографии, ему посвящены конференции, книги, картины, спектакли. Его светлый образ отечестволюбца вдохновляет на жизнь. И это знамение нашего времени - времени возврата на круги своя. Это возвращение к истокам, с тем чтобы, познав их и напитавшись мудростью предков, идти дальше.

Сын великого князя Ярослава Ярославича, Михаил родился после смерти отца зимой 1271/72 г. Его взрастила и воспитала - мать, княгиня Ксения. Она вдохнула в него высокие нравственные устои своего родного Вольного Новгорода. Она научила сына "книгам и всякой премудрости" . Она дала ему имя Михаил, что в переводе с греческого означает "равный богам". Имя, которое любил и почитал его отец Ярослав . Патроном тверского князя стал верховный вождь небесного воинства и небесный покровитель воинов на земле, по преданию защитник Великого Новгорода - Архангел Михаил. В Твери стараниями княгини Ксении культ Михаила Архангела станет особо почитаемым с тем, чтобы почитаемо стало на Руси имя князя Михаила .


Провидя судьбу сына, которому предстояло пойти по стопам своего отца, в наставники и учителя княгиня Ксения выбрала ему лучших и достойных мужчин своего княжества: пасынка князя Святослава, епископа Симеона и тверских бояр. Вместе они воспитали княжича в крепкой православной вере. Михаил вырос смелым и мужественным, справедливым и свободолюбивым, с высокой душой отечестволюбца в лучшем смысле этого слова. И русичи это почувствовали еще в далёком 1293 году, когда нашли защиту от монголов именно в Твери, ставшей тогда, по сути, общерусским центром сопротивления "Дюденевской рати".

8 ноября 1294 г. князь Михаил Ярославич женился на ростовской княжне Анне Дмитриевне (известной на Руси святой под именем Анны Кашинской). От этого брака родились дочь Феодора (1300-/?/ умерла в младенчестве) и четверо сыновей: Дмитрий, прозванный "Грозные очи" (1299-1325), Александр (1301-1339), Константин (1306-1346/47) и Василий (1309-1368) .

Князь Михаил - достойный продолжатель дела своего отца в решении вопросов светской и церковной власти. Его противостояние великому князю, как князя Тверского - это помимо всего прочего - противостояние монголам. Его желание подчинить Новгород и Псков - это намерение укрепить власть великого князя Владимирского. Взимание податей для Орды великим князем вместо монгольских баскаков, впервые введенное Михаилом - это шанс не столько материально, сколько опять же - законно укрепить великокняжескую власть. Кроме того, это была забота о своем отечестве, выразившаяся в удалении монголов из городов и весей Руси. Стремление великого князя Михаила поставить митрополитом всея Руси своего тверского ставленника - это мысль государя, ибо он хорошо понимал, что у раздробленной страны - "одна вера, один язык, одинаковые воспоминания и предания", т.е. единение Руси возможно только с помощью Церкви, поскольку "для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь" . Недаром именно его, князя Михаила, в Константинополе впервые назовут "князь всея Руси".

По мнению Т.И.Манухиной, княгиня Ксения передала сыну "и чисто новгородскую черту - склонность хранить и защищать свои законные права, убежденность в том, что законное право неотъемлемо" . И Михаил был верен этому принципу: не посягая на чужое, он свято защищал свое отечество. К сожалению, при монголах таких "прав" у князей уже не было. Вспомним слова В.О. Ключевского: "На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых".

Оклеветанный великим князем Юрием Московским, князь Михаил Ярославич Тверской сложил свою голову в Орде 22 ноября 1318 г. У него был выбор: спасти свою жизнь бегством, но ценой гибели подданных и разорением княжества, или погибнуть самому - и тем самым спасти свое отечество. Он выбрал последнее. Этот подвиг отечестволюбия зафиксировали летописцы, так передавая слова тверского князя: "видите чада моа, якоже не требует царь вас, детей моих, и ни иного которого…, но моея главы хощет: аще бо аз где уклонюся, то вотчина моя вся в полону будет, множество христиан избиени будут; аще ли после того умрети же ми есть, то лучше ми есть ныне положити душю свою за многиа души".

Ученые и богословы спорят: была ли гибель тверского князя аналогична мученической кончине его предка князя Михаила Черниговского за веру Христову или только за тверскую вотчину, пошел ли на смерть князь Михаил Ярославич сознательно или до последнего момента надеялся на спасение? Как человек, конечно же, надеялся, ибо как известно, надежда умирает последней. Как христианин, и здесь прав отец Александр Шабанов , князь Михаил, отвергая все попытки бегства, уподобился Христу. Ибо шел на смерть сознательно за свою "отчину", а значит и за свою веру, ибо для древнерусского сознания вера и отечество понятия неразделимы в противостоянии с "погаными".

Почитание св. благоверного князя Михаила Ярославича в Твери началось, вероятно, с того момента, когда на родину были возвращены его останки, преданные земле 6 сентября 1319 г. Несмотря на то, что до наших дней дошли поздние списки Жития св. князя Михаила Тверского, фундаментальное текстологическое исследование его редакций, проведенное В.А.Кучкиным, подтвердило мнение историков о написании первоначального текста очевидцем гибели князя. Всего исследователем выделено 7 редакций жития, созданных в XIV-XVII вв. и указано 68 списков в рукописных сборниках . По мнению Н.Серебрянского "Повесть об убиении благ. кн. Михаила Ярославича и по назидательности рассказа, и по своей содержательности д[олжна] б[ыть] признана одним из лучших памятников древнерусской агиобиографии" . В 1764 г. ректором Тверской духовной семинарии Макарием (Петровичем) была составлена новая редакция жития, изданная в 1765 г. в Твери. Служба на преставление св. Михаила Тверского печатается в ноябрьской Минее под 22 числом.

Официальная канонизация святого состоялась в 1549 г., как уже было сказано, по воле случая, когда царю Ивану Грозному в его походе на Казань необходим был новоявленный мученик, погибший в Орде. Житие св. благоверного князя Михаила Ярославича вошло в Четьи-Минеи митрополита Макария. Обретение мощей святого, находящихся под спудом в Спасо-Преображенском соборе с момента захоронения, состоялось первоначально около 1411 г. После пожара 22 июля 1537 г. при епископе Акакии (=1567 г.) мощи были вновь опущены в землю в двойном гробу - деревянном и каменном. Второе обретение мощей состоялось в 1635 г., после чего по волеизъявлению царя Михаила Федоровича (=1645) в тот же год 2 ноября они были поставлены открыто в соборе Святого Спаса , где и пребывали до 1935 г.

Русская Церковь память св. благоверного князя Михаила Тверского отмечает в день его гибели 22 ноября ("с полиелеем"), а в дореволюционной Твери помимо этой даты чтили - 24 июня (с крестным ходом ) в память избавления города от холеры в 1831 г., 6 сентября в воспоминание принесения его мощей из Москвы в Тверь, 30 сентября - в память освобождения Твери от моровой язвы в 1655 г., 8 ноября - в день его тезоименитства. Кроме того, в Тверском кафедральном соборе еженедельно по средам после литургии отправлялся молебен св. Михаилу Тверскому с прочтением ему акафиста.

На иконах св. князь изображается согласно иконописному Подлиннику: "плешив надсед мало, брада аки Михаила Черниговскаго, на главе шапка княжеская, в правой руке крест, а в левой - меч в ножнах" . По законам иконописи на иконах изображение святого идет не от сходства, а от святости. Однако Богу было угодно, чтобы лик князя Михаила Тверского сохранился для его потомков в портретном сходстве на входной миниатюре из рукописи "Хроники Георгия Амартола", возможно, единственном прижизненном (?) изображении князя северо-восточной Руси или, написанном по памяти после его смерти. Вот только мощи святого, пережившие лихолетья времени в течение шести веков, после вскрытия их в 1935 г. до сего дня не явлены народу.