РУМЯНЦЕВ
          МИХАИЛ
          ИЛЬИЧ

Родился в 1916 г. в д. Кульнево Ржевского района. Русский. На родине окончил школу-семилетку. Работал в колхозе, затем на Калининском вагоностроительном заводе. Одновременно занимался в аэроклубе. В 1938г. поступил в Вольскую авиатехническую военную школу. Участник боев с белофиннами. На фронте с июня 1941г. С этого же года член КПСС. Заместитель командира авиаэскадрильи 218-го штурмового авиаполка. Вышел в запас в 1961г. в звании подполковника. Жил в Калинине, работал в научно-исследовательском институте. Умер в 1967г.

Звание Героя Советского Союза М. И. Румянцеву присвоено 1 июля 1944 г.

 

И ОТВАГА, И СКРОМНОСТЬ

Михаил Ильич смолоду не любил громких; слов, торжественных обещаний, с полуслова понимал задачу и делал все, чтобы ее выполнить. Когда скромный человек, бывший фронтовик умер, товарищи написали в некрологе: "Вспоминая военные годы, своих боевых друзей, М. И. Румянцев всегда умалчивал о себе. А на груди у него было 18 правительственных наград и в их числе орден Ленина и медаль "Золотая Звезда", три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды. Они свидетельствуют о большом героическом пути нашего земляка".
Начал он военную службу авиационным механиком на аэродроме 26-го истребительного полка Ленинградского фронта. Во время советско-финляндского конфликта Румянцев отлично, не жалея усилий и времени, готовил самолет к полетам. Истребитель, который он обслуживал, совершил 100 боевых вылетов и ни разу не задержался на земле из-за технических неполадок, за что механик был награжден медалью "За боевые заслуги".
Достигнутое не удовлетворяло Михаила Румянцева. Хотелось летать, внести более ощутимый вклад в борьбу с врагами Родины. Командование удовлетворило его желание — послало на курсы летчиков-штурмовиков. С января 1943 года старший лейтенант, молодой пилот зачислен в 218-й штурмовой полк. Первые же боевые полеты показали и знание техники, и умение управлять машиной, и лучшие бойцовские качества новичка — отвагу, точный расчет, настойчивость в поражении цели. Он стал затем одним из лучших штурмовиков полка. Нередко ему ставились самые трудные, самые ответственные задачи. Он уничтожал врага на Брянском фронте, на Курской дуге, на Украине, в Белоруссии, а также в фашистском логове. Всего им сделано 216 боевых вылетов, уничтожено 9 самолетов противника, 11 танков, 5 складов с боеприпасами и 7 — с горючим, 3 паровоза, много железнодорожных вагонов и другой техники.
Михаил Ильич летал и на разведку, участвовал в воздушных боях. Его мастерство крепло с каждым месяцем. Он командовал звеном, длительное время был заместителем командира эскадрильи, а в конце войны водил в бои эскадрилью.
Особенно же он прославился штурмовыми ударами по наземным целям. Когда в критические моменты наступательных операций требовалась воздушная поддержка пехотинцам или танкистам, в небо поднимался Румянцев. Так произошло, например, при прорыве вражеской обороны севернее Гомеля в ноябре 1943 года. Продвижение наших танков замедлилось тогда из-за упорного сопротивления вражеской артиллерии и пехоты. На помощь пришли наши штурмовики. Румянцев дважды в день вылетал на участок прорыва. Всякий раз, снизившись над полем битвы до 50 метров, он держал противника под огнем по получасу. Пренебрегая опасностью, таких заходов он делал по шесть-семь за один вылет. Исключительно эффективным пикированием штурмовик-снайпер подавил много огневых точек врага, парализовал его действия и проложил дорогу нашим танкистам.
Это лишь один пример из множества подобных. Трудящиеся Калинина сохраняют память о скромном воине. В Заволжском районе города его именем названа улица.

к оглавлению

build_links(); ?>