МАКАРОВ
          ОЛЕГ
          ГРИГОРЬЕВИЧ

Родился в 1933 г. в с. Удомля Удомельского района. Русский. В 1951 г. окончил среднюю школу, в 1957 г.— Высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. Член КПСС с 1961 г. Работал в конструкторском бюро. В отряд космонавтов зачислен в 1966 г. Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук. В сентябре 1973 г. совершил полет в космос бортинженером корабля "Союз-12". В январе 1978 г. летал в космос на корабле "Союз-27" и орбитальном научно-исследовательском комплексе. В ноябре — декабре 1980 г. летал на корабле "Союз Т-3" и орбитальной станции "Салют".

Звание Героя Советского Союза О. Г. Макарову присвоено 2 октября 1973 г. Второй медалью "Золотая Звезда" награжден 16 марта 1978 г.

 

КОСМОНАВТ-27

Олег Макаров принадлежит к поколению созидателей, строителей, первооткрывателей мирного времени. Он и его сверстники не знали войны, но они опалены ею. Маленький Олег вместе с матерью Ольгой Степановной пережил голод, бомбежки, скитания по чужим углам, видел умирающих раненых. Его отец Григорий Васильевич, кадровый военный, всю войну прослужил на фронте, рядом со смертью, и мальчик узнал, как и миллионы других детей той поры, чувство тревоги: а вдруг почтальон принесет "похоронку" и он больше никогда не увидит отца? Первый учебный год в своей жизни Олег учился в деревенской бане: школу заняли под госпиталь. Тяжелая, необычная была зима. А учились по-настоящему, и Олегу весной выдали похвальную грамоту. Как забыть жизнь беженцев? Чужое село, чужой дом. Приткнулись на глиняном полу. Олег тяжело заболел. Мать в отчаянии. Девушка, жительница села, ежедневно приносила ему немного молока, мальчик выжил. В школе выдавали каждому скромный паек — пончик, а чаще — половину пончика, и он, сам голодный, приносил его младшей сестренке...
Вот как начиналась жизнь космонавта, вот где истоки сильной воли и человеческой доброты. Уже побывав в космосе, Герой Советского Союза Макаров признался: "Если во мне что-то и есть, то этим я обязан отцу".
Так у героического поколения Великой Отечественной появились героические наследники, удивившие мир своими подвигами.
Как он шел к своим свершениям? Прежде всего это нелегкий путь познаний. Напряженная учеба в лучшем техническом училище страны, чтение и осмысливание всего, что написано о космосе, о летательных аппаратах, страстное увлечение целесообразной, научно обоснованной идеей Циолковского, писавшего: "Мы должны достигнуть завоевания солнечной системы очень доступной тактикой. Решим сначала легчайшую задачу: устроить эфирное поселение поблизости Земли..." Великий ученый, фантаст и провидец, веривший, что "человек будет мужественным обитателем эфира", дал в общих чертах увлекательнейшую программу своим ученикам. Но сколько понадобилось усилий ученых, инженеров, воздухоплавателей, как быстра и бурно должен был продвинуться технический прогресс, чтобы высокие идеи воплотились в чертежи и невиданные конструкции.
Задолго до своего полета Макарову посчастливилось много лет работать рядом с космонавтами. Он был инженером конструкторского бюро, был в числе тех, кто составлял техническое задание на "Восток", на полеты "Союзов" и "Салютов". Все космические корабли он звал отлично, читал увлекательные лекции, давал консультации первым космонавтам. Прямо или косвенно инженер Макаров способствовал многим космическим стартам. Эта работа, творческая, кропотливая, выдвинула его в ряд самых знающих, квалифицированных космических инженеров.
Участвуя в подготовке полетов, он мечтал о том времени, когда и сам прорвется в просторы космоса. Этот день настал в 1973 году: командир космического корабля подполковник В. Г. Лазарев и бортинженер О. Г. Макаров на "Союзе-12" пробыли в космосе двое суток. Они выполнили комплексную проверку и испытание усовершенствованных бортовых систем, провели дальнейшую отработку процессов ручного и автоматического управления в различных режимах полета, занимались спектрографированием отдельных участков земной поверхности с целью получения данных для решения народнохозяйственных задач.
В 1978 году ему представилась возможность подняться в космос вторично. 10 января командир космического корабля "Союз-27" подполковник В. А. Джанибеков и летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза О. Г. Макаров стартовали в Байконуре, а на следующий день осуществили стыковку своего корабля с пилотируемым орбитальным комплексом "Салют-б" — "Союз-26". Весь мир увидел трогательную встречу прибывших с космонавтами Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко. В газетах их комплекс назвали тогда космическим поездом. ТАСС об этом выдающемся событии в изучении космоса сообщал:
"Уникальный космический эксперимент успешно завершен. Впервые в истории космонавтики в течение пяти дней на станции "Салют-6" одновременно работали экипажи двух космических кораблей "Союз-26" и "Союз-27": космонавты Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко, В. А. Джанибеков и О. Г. Макаров. В это время четырьмя космонавтами выполнен целый ряд важных научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов, в том числе советско-французский биологический эксперимент "Цитос". Успешно проведена отработка методов управления движением сложного орбитального комплекса, включающего пилотируемую научную станцию второго поколения и два космических корабля.
Полет советского пилотируемого научно-исследовательского комплекса "Салют-6" — "Союз-26" — "Союз-27" — важнейший шаг на пути создания постоянно действующих пилотируемых орбитальных станций со сменяемыми экипажами".
Впервые в мировой практике на орбите появился "космический поезд". Тем самым советскими людьми открыт новый этап в космоплавании: отработана стыковка нескольких кораблей со станцией, повысилась эффективность исследований, человек получил возможность жить и работать в космосе длительное время и при необходимости устранять неполадки на месте.
В связи с усложненностью экспериментов неизмеримо возросла роль инженера-исследователя в космосе. Космический корабль назвали восьмым чудом света. Это чрезвычайно сложный технический организм. Когда первые советские космонавты побывали в околоземном пространстве на "Востоке", все удивлялись необычности пилотируемого космического первенца. В нем было около 300 устройств, в которых работало 240 электронных ламп, 6300 полупроводниковых приборов, 760 электромагнитных реле и других новейших деталей. Прошли годы. Был потом "Союз", далеко шагнувший вперед по технической оснащенности. Что ж тогда сказать о "Салюте"? На нем уже около 2 тысяч приборов, блоков, различных агрегатов. Только электродвигателей в бортовых системах свыше ста, а также тысячи полупроводников и разных других устройств. Общая длина электрических проводов исчисляется сотнями километров.
Каким же должен быть инженер на таком летательном аппарате? Тут мало иметь только техническое образование. Надо обладать широким кругозором, знать все повое и самому быть первооткрывателем в технике или, как выразился Макаров: "В космос должны летать профессионалы". А что такое профессионализм в космонавтике? Макаров на это ответил так: "Когда полет является продолжением твоей работы на Земле, а работа на Земле— продолжением твоего полета". Это значит—все время искать, все время совершенствоваться.
Таков и сам Макаров. Командир корабля Василий Лазарев о нем рассказывает:
— Парень он толковый, надежный, умный... В нашей работе он очень надежен. Другого бортинженера я бы не хотел. Ну, а умный — значит с ним интересно. Умный —это значит, что он правильно оценивает ситуации, умеет тонко разбираться в людях... Между прочим, строгость к себе, самокритичность, целеустремленность — это тоже ум...-
Его уважают в коллективе исследователей космоса и за деловые качества, и за человечность. Николай Рукавишников отозвался о нем:
— Олег добрый, с твердым, волевым характером. Немного скептик, немного романтик —качества, на мой взгляд, необходимые разработчику.
Эти суждения друзей, работающих рядом, создают облик талантливого инженера-исследователя, новатора в космонавтике, человека социалистического общества, мужественного продолжателя отцовской славы.
И не случайно именно ему в конце ноября 1980 года было доверено в третий раз подняться в космос на новом корабле "Союз Т-3". Олег Макаров летел с новичками космоса — Леонидом Кизимом и Геннадием Стрекаловым. Они опирались па его опыт. Почти две недели продолжалась напряженная работа в невесомости. Экипаж провел испытания бортовых систем и элементов конструкции усовершенствованного транспортного корабля в различных режимах автономного полета и в составе орбитального комплекса. Тройка отважных осуществила также проверку состояния бортовых систем станции "Салют-6" и в условиях космического полета выполнила ряд сложных ремонтно-восстановительных работ. При этом были испытаны на деле и специально подготовленные инструменты и методы ремонта в невесомости.
Сложный полет был завершен успешно. Руководитель подготовки космонавтов дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации В. А. Шаталов поздравил Олега Григорьевича и его товарищей с выдающимся достижением космической науки и техники — введением в строй совершенного многоместного пассажирского космического корабля, который при необходимости может стать и грузопассажирским.
Бортинженер "Союза Т-3" О. Г. Макаров, принимавший участие в создании нового летательного аппарата, еще перед полетом дал ему высокую оценку. Последние достижения кибернетики позволили уменьшить до крошечных размеров габариты "начинки" корабля, создать более совершенную систему управления. Удалось также улучшить двигательную установку, повысить мощность двигателей мягкой посадки.
Космонавт-испытатель верил в новый корабль и вместе со своими товарищами успешно провел его испытания. 10 декабря 1980 года героический экипаж вернулся па землю, блестяще выполнив задание Родины.
В тот же день дважды Герой Советского Союза Олег Григорьевич Макаров за свой полет в космос был награжден орденом Ленина.

к оглавлению

build_links(); ?>