ГРОМОВ
          МИХАИЛ
          МИХАЙЛОВИЧ

Родился в 1899 г. в г. Твери в семье врача. Русский. Член КПСС с 1941 г. В Советской Армии с 1918 г. Участник гражданской войны. Затем инструктор-летчик и летчик-испытатель. Участник дальних перелетов 30-х годов. В 1940—1941г.г. - начальник летно-исследовательского института. С декабря 1941 г. на фронте: командир авиадивизии (до февраля 1942 г.), командующий ВВС Калининского фронта (февраль — май 1942 г.), командующий 3-й (до мая 1943 г.) и 1-й (до июня 1944 г.) воздушными армиями. Депутат Верховного Совета СССР первого и второго созывов. Генерал-полковник авиации в отставке, заслуженный летчик СССР, профессор.

Звание Героя Советского Союза М. М. Громову присвоено 28 сентября 1934г.

 

АВИАТОР - ПЕРВОПРОХОДЕЦ

Без Михаила Михайловича Громова нельзя себе представить советскую авиацию, ее рождение и развитие. Громов — великий летчик нашего времени. Он же — непревзойденный испытатель самолетов. Он же — талантливый исследователь и популяризатор авиационной техники, умный воспитатель советских летчиков. И он же — видный военачальник, умело водивший в сражения воздушные армии. Какой широкий диапазон деятельности! Доминирующая черта его творческого характера — поиски нового, непрерывное совершенствование. Еще в молодости он выдвинул девиз: "Всегда вперед! Отстающих бьют!".
Семнадцатилетним Михаил Громов пришел в школу летчиков. Таких молодых не брали. Но он был настолько физически силён и технически грамотен, что ему не могли отказать. Авиация, малоизведанная, опасная, покрытая дымкой таинственности и романтичности, только зарождалась. Громов в учении шел впереди других, и ему первому из курса разрешили подняться в небо самостоятельно.
Начавшаяся гражданская война потребовала от молодой Советской Республики напряжения всех сил. Частям Красной Армии потребовались летчики. Девятнадцатилетний Громов, только еще оканчивающий школу, становится инструктором и учит молодых пилотов летать. Он рвется на фронт и добивается своего — его зачисляют во фронтовой авиаотряд. На Восточном фронте Громов летал на разведку, разбрасывал листовки и вылетал на бомбежку армии Колчака.
Когда республика перешла к мирному строительству, энтузиасты авиации создали в Москве высшую школу летников. В ней учились самые отважные, а преподавали пилоты, уже имеющие практический опыт, побывавшие в боях, узнавшие разные типы самолетов. В группе инструктора Громова постигал авиационную технику, первые навыки пилотажа молодой многообещающий Валерий Чкалов.
Михаилу Громову хотелось не только летать, но и участвовать в создании новых самолетов. Отличный пилот-инструктор поступил в НОА — научно-исследовательский аэродром, преобразованный позже в институт, связанный с известным научным центром — ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Он занялся своим любимым делом на долгие годы — стал летчиком-испытателем: поднимался в воздух на разных машинах, изучал их особенности, познакомился с конструкторами, вошел в мир их исканий. По признанию самого Громова, в профессии испытателя он нашел "и романтику, и спортивный интерес, и большие возможности для творческого участия в прогрессе авиации".
Па этом пути Михаил Михайлович достиг блестящих результатов.
Летом 1925 года по инициативе российского общества "Добролет" состоялся необычный воздушный перелет СССР — Китай. В нем участвовали монопланы "юнкерсы" и отечественные бипланы Р-1 и Р-2. Всех и, прежде всего испытателя интересовало, как поведет себя самолет Р-1 в длительном перелете. Па нем был установлен советский авиамотор, и после тщательного отбора пилота для этой машины выбор пал на Громова. Перелет проходил в трудных условиях, по неизведанным трассам. "Юнкерсы" не смогли преодолеть штормовой Байкал и вернулись в Иркутск. Громов прилетел в Пекин, а оттуда, впервые преодолев морское пространство, взял курс на Токио и благополучно приземлился на японском аэродроме. "Советский авиационный мотор безотказен!" — доложил конструкторам отважный пилот.
В 1926 году Михаил Михайлович занимался испытанием самолета Туполева АНТ-3, названного "Пролетарий". На нем в августе он совершил сенсационный полет по столицам Европы. Краснозвездная машина, взяв старт в Москве, приземлялась на аэродромах Берлина, Парижа, Рима, Вены, Праги, Варшавы. Путь в 7150 километров советские авиаторы проделали за 34 часа 15 минут, побив существовавший до того рекорд Аррошара.
Громов дал путевку в жизнь первому отечественному истребителю И-1. На нем он впервые в стране, впервые в истории авиации совершил парашютный прыжок из затяжного штопора. Этот подвиг утвердил за испытателем не только славу искусного летчика, но и смелого, физически сильного человека.
Продолжая испытывать туполевские самолеты, Михаил Михайлович с группой корреспондентов на АНТ-9, десятиместной машине под названием "Крылья Советов", снова облетел Европу, покрыв расстояние в 9 тысяч километров. Газеты европейских государств восторженно писали о советском самолете и его пилоте. После полета АНТ-9 был запущен в серийное производство.
В 1930 году прославленного авиатора назначили начальником одного из отделов ЦАГИ. Ученые изыскания не отвлекали его от неба, от полетов. Крепла дружба испытателя Громова с конструктором Туполевым. Оба - тверяки, оба — новаторы в авиации, работали с огромной энергией и эффективностью. Проходили тогда обкатку, передавались в руки производственников самолеты И-4, Р-6, гигант ТБ-3, И-8, Р-10. Испытывал Громов и машины Поликарпова — И-3, Р-5 и малютку У-2, ставшую с тех пор на десятилетия универсальной, во многих случаях незаменимой машиной в стране. И поныне По-2 несет свою службу в самых различных отраслях народного хозяйства. Работа в ЦАГИ расширила творческий кругозор Громова. В 35 лет он стал профессором.
Осенью 1934 года на туполевском АНТ-25, цельнометаллическом моноплане, Михаил Михайлович пролетел по замкнутой кривой 12411 километров. Беспосадочный полет продолжался 75 часов. Тем самым был побит международный рекорд французов Бассутро и Росси. Страна рукоплескала авиатору, заслужившему мировую славу. За этот героический подвиг М. М. Громову было присвоено звание Героя Советского Союза, а летчики назвали его пилотом № 1.
А через три года — новое мировое достижение: М. М. Громов вместе с летчиком-испытателем А. Б. Юмашевым и военным инженером С.А. Данилиным на АНТ-25 совершил перелет через Северный полюс в США, установив два международных рекорда — по дальности и продолжительности полета. Экипаж преодолел все препятствия — туманы, облачность, оледенение. Он доказал всему миру, что предыдущий "прыжок" Чкалова в Америку — не случайность, что советская авиация способна на самые дерзкие свершения. Американцы восторженно приветствовали Громова и его друзей. Летчиков тепло принял президент Рузвельт. Возвращение на родную землю было триумфальным.
Вспоминая тот давний героический перелет, Михаил Михайлович через сорок лет говорил о нем:
- Об опасностях мы тогда старались не думать. Престиж Родины, ее честь — вот что для нас было главным. Но мы вовсе не были каким-то исключением в этом порыве. Каждый на своем посту стремился доблестным трудом возвеличить славу Отчизны. Этот благородный порыв я и сейчас наблюдаю повсюду.
Громов, как всегда, умолчал о себе. О нем рассказал член экипажа, Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. Б. Юмашев:
- Мы знали друг друга с двадцатых годов, работая летчиками-испытателями. Немало самолетов научили летать, осваивали полеты в облаках днем и ночью. Но только одними нами выбор не ограничивался. К тому времени в нашей авиации многие летчики обладали высокой воздушной выучкой. Но среди всех выделялся Михаил Громов. Начинал он еще на "фарманах". Освоил многие типы машин. Высший пилотаж его отличался особой точностью выполнения. Причем инструкторов в теперешнем понимании — на самолетах с двойным управлением — у него никогда не было. Ему достаточно было посидеть в кабине любого самолета — будь это очередной истребитель Поликарпова или восьмимоторный АНТ-20, названный "Максим Горький",— он взлетал на нем и приземлял его с завидным мастерством.
Создатели самолетов прислушивались к замечаниям Громова. Известный конструктор А. С. Яковлев, высоко оценивший роль М. М. Громова в авиации, писал: "Пожалуй, нет среди авиаторов более благородной, возвышенной и героической профессии, чем профессия летчика-испытателя. Несмотря на то, что современная авиационная наука является сильным оружием в руках конструктора, все же первые полеты новой машины таят в себе много неожиданного. И задача летчика-испытателя — выявить все то, что не поддается расчетам конструктора и научным экспериментам при проектировании".
За выдающиеся достижения М. М. Громов первым из советских летчиков в 1937 году получил награду Международной авиационной федерации (ФАЙ) — медаль де Лаво.
В предвоенные годы советская авиация развивалась бурно, и Михаил Михайлович, неутомимо продолжая свою деятельность, возглавил летно-испытательный институт (ЛИИ), щедро делился своим опытом с летчиками, посвятившими себя благородной и рискованной профессии.
Немалый вклад вложен Громовым и в разгром немецко-фашистских захватчиков. В военные годы проявился его талант военачальника. С декабря 1941 года Михаил Михайлович на фронте — командир авиационной дивизии, а с февраля 1942 года — командующий Военно-Воздушными Силами Калининского фронта. Он увидел родной город в развалинах и, как все фронтовики, мстил врагу за страдания своего народа. Затем он командовал воздушной армией, активно участвовал в крупнейших операциях по разгрому гитлеровских войск.
Родина высоко оценила мирные и военные подвиги Громова. Кроме Золотой Звезды Героя Советского Союза он награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды и медалями.
Как же удалось одному человеку свершить так много? В чем секрет успехов Громова? Сам он пишет об этом так: "Для того чтобы летать надежно, очень важно знать, как управлять самолетом, но еще важнее знать, как управлять самим собой. Мои успехи в авиации часто объясняют отличным знанием техники. Это верно..., но на один процент, а остальные девяносто девять процентов относятся к умению познать, изучить себя и умению совершенствовать себя".
Самосовершенствование продолжалось всю жизнь. В юные годы ученик реального училища Михаил Громов настойчиво занимался спортом, живописью, много читал, очень увлекался театром, художественными выставками. К этому надо добавить увлечения охотой, конными скачками, авиамоделизмом. Некоторое время он одновременно учился и в высшем техническом училище и занимался в студии художника Машкова. Его страсть — спорт почти во всех видах. В 1923 году штангист Громов становится чемпионом страны в тяжелом весе. "Физическая подготовка,— писал он,— выработала во мне уверенность в своих силах, быстроту реакции, быстрое освоение непривычной, новой координации движений, а предоставленная мне самостоятельность поведения в самых разнообразных случаях повседневной жизни выработала волевую собранность, смелость и решительность".
Это позволило ему и овладеть техникой, и вникнуть в теоретические проблемы авиации, и познать психологию летчика, и находить время читать, пополнять свои знания, и по-прежнему с молодым порывом увлекаться искусством, спортом.
При этом огромном кругозоре и поистине удивительной разносторонности Громов целеустремлен, принципиален и скромен.
Жизнь Михаила Михайловича Громова — ярчайший пример гармонически развитой личности, посвятившей все свои силы служению любимой Родине.

к оглавлению

build_links(); ?>