БЫКОВ
          ВАСИЛИЙ
          ИВАНОВИЧ

Родился в 1920г. в дКраватынь Осташковского района. Русский. Член КПСС. В 1927г. семья приехала в Осташков. В1937г. окончил осташковскую среднюю школу № 1. Окончил Высшее военно-морское училище во Владивостоке в 1941г. Командир торпедного катера. В 1943г. переведен на Северный флот командиром торпедного катера, принимает активное участие в боях до конца войны. После войны окончил Военно-морскую академию, командовал соединением сторожевых кораблей, был заместителем начальника штаба Краснознаменного Тихоокеанского флота. Ныне начальник факультета Военно-морской академии в Ленинграде. Контр-адмирал.

Звание Героя Советского Союза В. И. Быкову присвоено 5 ноября 1944 г.

 

ЗАВЕСА БЫКОВА

19 августа 1944 года. Солнечный день. Спокойное Баренцево море. Поступили разведывательные сведения о движении большого вражеского каравана судов. По-морскому обозначено их число — 32 вымпела. На перехват вражеской армады вышло четырнадцать торпедных катеров Краснознаменной бригады торпедных катеров Северного флота.
Катер старшего лейтенанта Быкова шел в первой ударной группе. Маленькое морское судно может развивать большую скорость. Оно маневренно, хорошо вооружено, а главное — несет торпеды, способные потопить любой корабль. Василий, мечтавший о море еще на школьной скамье в Осташкове, впервые стал командиром торпедного катера на Тихом океане. Выход в море всегда был для него праздником. Его захватывало синее раздолье, бешеная скорость, азарт атаки.
Увидев на фоне мыса Кибергнес немецкий караван, Быков подал своему дружному экипажу команду: - Самый полный вперед!-
Сильные моторы взревели. Катер, разбрызгивая фонтаны воды, оставляя после себя белую пенную дорогу, помчался к цели. За ним устремились и остальные. Во вражеском стане заметили приближение катеров. Конвойные суда врага открыли огонь. Столбы воды вздымались то возле одного катера, то возле другого. Хорошая видимость способствовала противнику. Положение создалось сложное.
Тут и отличился экипаж Быкова. Его катер вырвался вперед и на предельной скорости пошел на сближение с караваном. Не обращая внимания на плотный заградительный огонь, катер приблизился к судам, повернул направо и в десяти кабельтовых от конвоя начал ставить дымовую завесу. Семь минут, умело маневрируя и уклоняясь от артиллерийских налетов, обдаваемые каскадами холодной воды, катерники оставляли позади себя плотную стену белого дыма. Немцы, удивленные дерзостью советского суденышка, послали против него тральщик. Быков вовремя заметил опасность. Приказав открыть пулеметный огонь, он развернул катер и повел его на огромной скорости навстречу тральщику. Внезапный маневр на какое-то время ошеломил противника. Расстояние между катером и вражеским кораблем с каждой секундой сокращалось. Настал самый ответственный момент: Быков рассчитал скорость движения врага и свою, расстояние и подал команду:
- Залп!-
Расчет был предельно точен: две торпеды выскользнули из аппаратов, и фашистское судно взорвалась. А катер мгновенно скрылся за дымовой завесой.
Белая пелена растянулась на две мили вдоль каравана. Корабли конвоя лишились возможности вести прицельный огонь. Этим воспользовались экипажи торпедных катеров. Они потопили в этот день четырнадцать гитлеровских судов.
Дымовая завеса, поставленная в тот день отважным катерником, изменила все уставные нормы, обеспечила победу над врагом. С тех пор в историю военно-морского искусства вошел новый термин — "завеса Быкова". За этот беспримерный подвиг Василии Иванович Быков удостоен звания Героя Советского Союза.
Затем он участвовал в других атаках, потопил еще два вражеских тральщика и каждый раз из грозных поединков выходил победителем. Иногда это стоило огромных, нечеловеческих усилий. 25 сентября 1944 года, сблизившись на кратчайшую дистанцию, Быков взорвал торпедами сторожевой корабль. При этом экипаж едва не погиб. Спасла выдержка, выносливость, способность безраздельно отдаваться общему делу даже в самые критические моменты боя. В наградном листе, подписанном командующим Северным флотом адмиралом Головко, этот эпизод описан так:
"В этой атаке ТКА-242 понес тяжелые потери. На отвороте после выпуска торпед был смертельно ранен пулеметчик Суворов, а затем через несколько секунд был тяжело ранен комендор Полтавский и торпедист ТКА. От прямых попаданий снарядов противника была разбита турель. Разбиты торпедные аппараты, пробиты бензоцистерны, разбита антенна и радиоаппаратура. В бортах ТКА было свыше 50 осколочных пробоин и четыре больших снарядных. Но, несмотря на это, ТКА продолжал маневрировать и уходить из зоны обстрела. Раненный в голову и в руку командир ТКА Быков, лишившись возможности стоять на штурвале из-за раздробленной руки и сильного кровотечения с головы, передал штурвал помощнику, а сам, не уходя из боевой рубки, продолжал командовать поврежденным катером, который с минуты на минуту от попаданий фосфорных пуль в бензоцистерны мог взорваться. Опасность не остановила Быкова. Он принял все меры и без помощи довел ТКА до базы".
Все превозмог командир, чтобы до конца выполнить свой долг.
После войны прославленный катерник много учился, командовал разными кораблями, бывал в длительных заграничных командировках. Он передает свои богатые военные знания, подкрепленные боевым опытом, молодым морским офицерам.
Кроме Золотой Звезды Героя контр-адмирал В. И. Быков награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" III степени, а также многими медалями. У него девять иностранных наград.

к оглавлению

build_links(); ?>