БОРИСОВ
          ВАСИЛИЙ
          АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился в 1913г. в с.Гора-Поневиц Калязинского района. Русский. Член КПСС с 1940г. В 1935г. окончил Тамбовскую школу летчиков. Работал затем командиром звена авиаотряда. На фронтах Великой Отечественной воины с января 1942г. — командир звена 750-го дальнебомбардировочного полка, инспектор-летчик 2-го Брянского гвардейского бомбардировочного корпуса. После войны — командир авиаэскадрильи вертолетов на Дальнем Востоке, учился в Академии Аэрофлота, начальник московского аэропорта Шереметьево. Заслуженный пилот СССР. Полковник. С 1977г. в отставке. Живет на станции Лобня Московской области.

Звание Героя Советского Союза В. А. Борисову присвоено 31 декабря 1942г.

 

РЫЦАРЬ НЕБА

Товарищи называли его рыцарем неба. Еще до войны в летной книжке Борисова появилась запись — налетал без аварий миллион километров и может пилотировать любой тип самолета.
Первоклассного летчика, желанного гостя на многих аэродромах Дальнего Востока, уважали и ценили, а он недовольно ворчал, писал один рапорт за другим, желая поскорее улететь на фронт, на войну.
Через полгода его мечта исполнилась. В дальнебомбардировочном полку Борисов стал пилотом мощного Ил-4, командиром звена. Выше среднего роста, ладный, с красивой шевелюрой, живыми голубыми глазами, Борисов сразу вошел в коллектив, а после нескольких полетов — полюбился всем за твердый характер, прямоту, веселость, умение вовремя прийти па помощь. Его избрали парторгом эскадрильи.
Борисов первым в полку, досконально изучив машину, поднял в воздух десять стокилограммовых бомб и три пятисотки. Конструктор самолета С. В. Ильюшин, узнав о новости, сам осмотрел самолет и похвалил пилота за инициативу. Опыт Василия Александровича особенно понадобился в битве за Сталинград.
Уже через несколько месяцев боевой жизни парторга в газете "Красный сокол" 1 мая 1942 года появилась заметка, в которой говорилось: "Таких, кто бы не знал Борисова, найти в подразделении трудно, его знают все. Восхищаются его смелостью, мастерством пилотирования вслепую, в облаках и ночью. Инициативный, решительный, готовый на любую трудность, на риск — таков Василий Александрович Борисов. В нем хорошо сочетаются качества товарища, командира, воспитателя. Борисов избран секретарем партийной организации. Он идет всегда впереди..."
Летом и осенью 1942 года звену дальних бомбардировщиков Борисова приходилось часто вылетать в глубокий тыл противника бомбить военные объекты Кенигсберга, Данцига, Варшавы, Бухареста, Берлина. Для пилота эти многочасовые полеты были труднейшей работой. Летели без синоптической карты, часто в совершенно неизвестной метеорологической обстановке, преодолевали неожиданные циклоны, подвергались остервенелым атакам зенитного огня наземной обороны и больших групп истребителей врага.
Препятствия, вставшие на пути к цели, закаляли волю, сплачивали дружный экипаж Борисова. Несколько раз Ил-4 прорывался к фашистскому логову, сбрасывал бомбы на Берлин.
Когда гитлеровское командование готовило битву в районе Курского выступа, полки 2-й гвардейской авиадивизии, где служил Василий Александрович, много поработали, чтобы сорвать железнодорожные перевозки противника. Его экипаж результативно бомбил скопления вражеских войск на станциях Минск, Витебск, Смоленск, Гомель, Орел, Брянск, Брест и др.
Штурман экипажа Герой Советского Союза И. И. Киньдюшев вспоминает об одном из таких полетов.
"Поставлена задача: нанести бомбардировочный удар по железнодорожному узлу Брянск. На этот раз мы идем в голове эшелона обеспечения. Нам необходимо отыскать и обозначить цель, создать на ней очаги пожаров для того, чтобы основной эшелон бомбардировщиков "бил по огоньку". Немцы стремятся сорвать наш удар. На подходе к Брянску чернота ночи словно раскололась. Навстречу самолету понеслись огненные светлячки, сливаясь в красноватые нити. Одновременно в небо взметнулись голубоватые лучи прожекторов. Вот они качнулись и замельтешили по небосводу, образуя сплошное поле света. Внутри светового купола бурлили разрывы снарядов. А за границей светового поля носились вражеские истребители, готовые каждую секунду атаковать наши корабли.
Земля шлет экипажу смерть. Прожекторы мешают прицельному бомбометанию, слепят глаза. Несмотря на все это, надо сбросить бомбы точно. Ведь за нами идет основная масса бомбардировщиков, и хорошо подожженную цель они лучше обработают. А зловещие разрывы появляются и справа и слева. Кажется, еще мгновение — и они поразят машину. Сбрасываю "зажигалки". Затем начинается бомбометание. Уходя от цели, наблюдаем над Брянском сплошное море огня. Нас атаковал истребитель. Борисов резко меняет направление и высоту, и в те же секунды по левому борту пронеслись синеватые нити трасс фашистских снарядов. Вспышки разрывов настолько близки, что воздвигают перед самолетом невидимый барьер из осколков. Небо вокруг багрово-черное от огня и дыма. Пробиться сквозь полыхающее огнем небо — дело нешуточное. Но самолет, словно рассекая грудью клубы разрывов, твердо идет своим курсом".
Так прошел один полет. Сколько он потребовал энергии, сноровки, душевных сил! А ведь экипаж Борисова совершил 300 боевых вылетов, 300 поединков со смертью.
...Отгремели залпы войны. Герой Советского Союза Василий Александрович Борисов не захотел оставить небо. Он снова перешел в гражданскую авиацию и занялся мирными делами. Командир авиагруппы руководит доставкой грузов и пассажиров стройкам Коми АССР, Тюмени, Заполярья, Красноярского края, Колымы. Его как старого знакомого радушно встречают на аэродромах Чукотки и Камчатки.
Почти десять лет пилот с огромным опытом дальних перелетов отдал работе в полярной авиации. Специальная эскадрилья вертолетов под командованием Борисова не раз летала на Северный полюс и к далекому Южному полюсу. При этом выросла и окрепла новая плеяда полярных летчиков. В 1966—1967 годах Борисов командовал авиаотрядом второй советской антарктической экспедиции.
Полеты и в мирное время, особенно на Дальнем Востоке, сопряжены с немалыми трудностями. Здесь и погода преподносит свои сюрпризы, и посадочные площадки далеко не идеальны. А случается иногда и срочная, рискованная работа.
Так произошло однажды в Обской губе, на безлюдной окраине Ямало-Ненецкого национального округа. Пароход "Адмирал Нахимов", буксировавший две баржи, вмерз в лед и должен был встать на зимовку. В баржах находилось 250 пассажиров. Потребовалось немедленно перевезти их на землю. Операцию поручили Борисову. Главная опасность состояла в том, что лед около барж был тонкий. "Надо лететь, и садиться, и спасти людей! Иного выхода нет!" — сказал Василий Александрович. Он взлетел на самолете ПО-2 и совершил посадку возле баржи. Люди ликовали. К ним пришло спасение. Двадцать часов вместе с пилотом другого ПО-2 А. А. Прокофьевым Борисов перевозил пассажиров на берег, а там они пересаживались на самолет ЛИ-2, пилотируемый летчиком А. А. Кошевым.
Эти сутки опасной, утомительной работы не раз напомнили отважному авиатору трудные военные полеты.
За спасение людей, за подвиг в мирное время В. А. Борисов награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В последние годы Василию Александровичу пришлось много работать над освоением реактивной техники. Он летал на вертолетах почти всех марок. Все особенности машин старый пилот узнал досконально и знания свои передал молодым летчикам.
Итог работы Героя Советского Союза В. А. Борисова в воздухе замечателен: свыше сорока лет в небе, высокие награды — два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени; почетные звания— "Заслуженный пилот СССР", "Ветеран труда".
Любой воин, любой гражданин может гордиться таким итогом.

к оглавлению

build_links(); ?>