АРХАРОВ
          ПАВЕЛ
          МИХАЙЛОВИЧ

Родился в 1909г. в д. Мелково Конаковского района. Русский. Беспартийный. Работал на торфяной опытной станции кочегаром, слесарем. В Советскую Армию призван в 1932г. Окончил военную школу пилотов в Севастополе. За бои на Халхин-Голе награжден медалью "За отвагу". На фронте с июня 1941г. Заместитель командира эскадрильи 890-го полка 45-й авиационной дивизии дальнего действия. По состоянию здоровья в 1946 г. уволен в запас. Работал в Гражданском воздушном флоте. С 1954г. на пенсии. Живет в Москве.

Звание Героя Советского Союза П.М Архарову присвоено 31 марта 1944 г.

 

НА ТЯЖЕЛОМ БОМБАРДИРОВЩИКЕ

Когда полк получил новые самолеты Пе-8, предназначенные для полетов в глубокий тыл противника с большим грузом, майор Архаров, один из лучших летчиков, энергично взялся за освоение сложной машины. Первым в полку Павел Михайлович овладел техникой пилотирования на самолете Пе-8 и первым увеличил вес бомб с 4,5 до 6 тонн. За короткое время его экипаж совершил на этом тяжелом бомбардировщике 89 боевых вылетов, сбросив на позиции врага 400 тонн бомб разного калибра.
Восемь раз Пе-8 под командованием Архарова появлялся над военными объектами Берлина, Кенигсберга, Варшавы, Будапешта, Штеттина, Бухареста. И всегда, несмотря на сложные метеорологические условия и воздушные схватки с неприятельскими истребителями, экипаж благополучно возвращался на базу.
Во фронтовой газете так описывались два полета экипажа: "Воздушный корабль шел на запад. Боевой курс его - логово фашистского зверя, Берлин. У штурвала самолета мастер бомбовых ударов Герой Советского Союза гвардии майор Архаров. Небо Берлина в сплошных разрывах снарядов. Летчик маневрирует. Самолет идет плавно, моторы работают четко, бесперебойно. Вот и цель. Открываются бомбовые люки, и смертоносный всесокрушающий груз полетел вниз. Сильные взрывы, и языки пламени высоко поднимаются в ночное небо.
...Небо Кенигсберга опоясано огненным кольцом. Это — зенитная оборона города. Трудно прорваться через нее. Но отважный летчик Архаров умело проводит свою машину к цели. Немцам удалось поймать самолет Архарова. Десятки прожекторов ослепляли пилота, несколько зенитных батарей открыли по нему огонь. Но и здесь искусство летчика, смелый, расчетливый маневр спасли самолет и его экипаж. Два "мессера" атаковали самолет Архарова. С первого захода им удалось вывести из строя один мотор, был ранен стрелок гвардии сержант Лысенко. Гитлеровские истребители повторили атаку. Однако метким огнем стрелков Мурадова, Родионова и Лысенко "мессеры" были подожжены".
Известны и другие героические подвиги этого экипажа.
В ночь с 9 на 10 сентября 1942 года бомбардировщик Архарова взял курс на Бухарест. За 100 километров до цели загорелся мотор. Искусно маневрируя, пилот сбил пламя и решил продолжать полет на трех моторах. Самолет потерял скорость и не мог подняться на заданную высоту в 6 тысяч метров. А Бухарест между тем приближался, и Павел Михайлович, сбросив бомбы с высоты в 4 тысячи метров, благополучно вернулся на аэродром.
В ночь с 18 на 19 августа 1943 года при выполнении боевого задания в районе Боровское — Шаталово самолет Архарова внезапно атаковали вражеские истребители. Были прострелены все бензобаки, повреждены электропроводка и управление самолета, тяжело ранены центральный и хвостовой пушкари, радист и стрелок-бомбардир. Архаров не растерялся. Отдавая четкие приказания оставшимся в строю членам экипажа, он довел машину до аэродрома и произвел посадку.
Один из секретов его боевых успехов — слаженность экипажа, воспитанная в нем взаимовыручка. Члены его сохранили фронтовую дружбу на всю жизнь. Петру Михайловичу пишут стрелок М. И. Яковлев, радист А. А. Лоцман, бортмеханик Г. В. Богомолов и другие.
Дружба их испытана в боях.

к оглавлению

build_links(); ?>