ВИНОГРАДОВ Родился в 1930 г. в г.Бологое. Русский. Учился в 56-й и 55-й средних школах на ст. Медведево. В 1945 г. поступил в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. В 1952г. окончил Высшее военно-морское училище под-водного плавания имени Ленинского комсомола. Служил затем на Север-ном флоте командиром торпедной группы гвардейской Краснознаменной подводной лодки, а затем командиром дизельной и атомной подводных лодок. В 1969 г. окончил Военно-морскую ор-денов Ленина и Ушакова академию имени Маршала Советского Союза А.А. Гречко. Занимал командные должности в штабе Тихоокеанского флота. Член КПСС с 1957 г. Продолжа-ет службу в Военно-Морском Флоте. Капитан первого ранга. В. Т. Виноградову присвоено звание Героя Советского Союза.
Грохотала война. В семье бологовского железнодорожника Виноградова поселилась тревога. Жили в трех километрах от железнодорожного узла на станции Медведево, где ремонтировали покалеченные паровозы и вагоны. Невдалеке пролегал фронт. На узел железных дорог, иду-щих на Москву, Ленинград, Псков, Осташков, часто налетали фашистские самолеты. К разным участкам фронта поездные бригады везли снаряды, боевую технику. Оттуда приходили эшелоны с ранеными...
Провожая в очередной опасный рейс мужа Тимофея Петровича, опытного машиниста, Елена Алексеевна не спала ночей, ждала его возвращения, страшилась за его жизнь. В сорок втором при поездке на фронт Тимофея Петровича тяжело ранило. Он потерял зрение, лежал израненный дома, прислушиваясь к грохоту на узле, в Бологом. В сорок третьем при одной из бомбежек Тимофей Петрович скончался...
Его сыну Вячеславу исполнилось тогда тринадцать лет. В то время мальчишки взрослели рано. Он учился в школе, а внеклассное время было заполнено заботами подростка прифронтового города: помогал матери дома, утешал ее в трудные часы, добывал продовольствие, бегал к проходящим воинским эшелонам. Хотелось прыгнуть в один из вагонов и укатить на фронт, драться, мстить за отца. Когда исполнилось четырнадцать и Вячеслава приняли в комсомол, неопределенные, туманные желания сменились твердым намерением — стать во-енным, служить Родине, защищать ее от врагов. Больше всего Вячеслав завидовал морякам, хотя видел море лишь в фильмах. Он читал книги о морских путешествиях, восхищался людьми романтической профессии, мечтал о морской службе, о дальних плаваниях.
Окончив школу, комсомолец Виноградов с маленькой станции Медведево решил учиться морскому делу. Адресов военно-морских училищ он не знал, поэтому послал письмо в Москву, в Наркомат Военно-Морского Флота, и через две недели, к безграничной радости, получил ответ с адресами подготовительных [военно-морских училищ. Послал документы в три из них — Ленинградское, Горьковское и Бакинское. Первым пришел ответ из Ленинграда. Вступительные экзамены Вячеслав сдавал в июле сорок пятого. На одно место приехало 18 кандидатов. Трудно было выдержать такой большой конкурс, но победили горячее желание и настойчивость. Семь лет продолжалась учеба — сначала в подготовительном, потом в Высшем военно-морском училище. В Ленинграде курсант Виноградов впервые увидел море, получил навыки моряка, стал образованным человеком и убедился в том, что выбор сделал правильный, дело избрал любимое.
При распределении выпускников Вячеслав Тимофеевич настойчиво добивался назначения служить на подводных лодках. И эта его мечта исполнилась: послали на Северный флот на легендарную подводную лодку С-56, которой в войну командовал прославленный подводник Герой Советского Союза Г. И. Щедрин, ставший позже вице-адмиралом. В годы войны С-56 бы-ла грозой фашистов. За боевые подвиги личного состава лодку преобразовали в гвардейскую и наградили орденом Красного Знамени. В этом сплоченном коллективе и прошел первую морскую выучку командир торпедной группы Виноградов.
На том же Северном флоте Вячеслав Тимофеевич больше пяти лет командовал дизельной подводной лодкой, а затем перешел на атомную. Моряки получили новое грозное оружие — подводные атомоходы. Они могут действовать под водой неограниченное время, способны скрытно сближаться с противником и внезапно атаковать его, уверенно поражать с больших расстояний не только морские цели, но и объекты, расположенные на побережье и в глубоком тылу противника. G появлением и усовершенствованием подводных атомных лодок произошел качественно новый скачок в подводном плавании, в морском деле.
Мощь и возросшие возможности новой техники были продемонстрированы в 1966 году, когда мир облетела весть, что группа советских атомных подводных лодок под командованием вице-адмирала А. И. Сорокина совершила кругосветный поход в подводном положении. Она прошла курсом от Арктики по Атлантическому океану, пересекла экватор, побывала в районе Антарктики, а затем проливом Дрейка вышла в Тихий океан. Подводные атомоходы достигли восточного побережья Советского Союза.
Этот беспримерный поход подводники посвятили XXIII съезду КПСС.
Одним из атомоходов командовал Вячеслав Тимофеевич Виноградов. Коллектив подводного корабля находился в необычайных условиях, встретил немалые трудности, выдержал все испытания.
На Виноградова в то кругосветное плавание лег груз дополнительных обязанностей: на его лодке находились руководители похода, с нее они поддерживали связь с остальными кораблями, отдавали необходимые команды и указания.
Подводникам пришлось преодолеть разные неожиданности и опасные препятствия. Особенно напряженным был проход через пролив Дрейка. Этот пролив находится между Антарктидой и Огненной Землей. Суда здесь ходят редко: о проливе идет дурная слава — очень часты ураганы, постоянно дует сильный ветер, существует реальная опасность столкнуться с айсбергом. Корреспондент Г. Савичев, участник похода, вспоминал, что перед подходом к проливу на короткое время подняли перископ. Океан бурлил. Это не был шторм в привычном, например, для меня виде, когда ряд за рядом в белых шапках катятся огромные валы. Здесь было настоящее столпотворение. В воздухе, срываемая неистовым ветром, носилась водяная пыль. Нельзя было даже понять, какого цвета вода — пенились не только верхушки волн, а весь океан, будто кипящий котел. Атомоходы опустились на глубину и вошли в пролив Дрейка. Было бы неправдой сказать, что чувствовали мы себя совсем буднично. Айсберги есть айсберги! У этих ледяных гор только одна пятая часть над водой, а остальное скрыто в морской пучине. И их немало могло встретиться на пути огромных подводных кораблей. Но и на этот раз, как и во время всего плавания, советские военные моряки, наша отечественная техника оказались на высоте. Опасные айсберги, встреченные в пути, были умело обойдены. Пролив прошли благополучно. Кругосветное путешествие продолжалось.
Это только один эпизод. Встречались подводникам и другие опасности.
Вячеславу Тимофеевичу Виноградову присвоено звание Героя Советского Союза. Потом прославленный подводник учился на командном факультете Военно-морской орденов Ленина и Ушакова академии имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко. Из Ленинграда Вячеслав Тимофеевич переехал на другой конец страны, работал в штабе Краснознаменного Тихоокеан-ского флота, был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
...В большом приморском городе стоит у набережной старая мемориальная подводная лод-ка, гвардейская Краснознаменная. Иногда экскурсоводом на ней выступает перед горожанами, молодежью капитан 1-го ранга, Герой Советского Союза В. Т. Виноградов. Он начинал на старом корабле морскую службу, знает его историю, его героев. С увлечением он отвечает на вопросы, рассказывает о мощных подводных атомоходах, гордости Военно-Морского Флота.
— Наша великая морская держава,— говорит Вячеслав Тимофеевич,— имеет надежное со-временное оружие, способное противостоять любому врагу.
А юношам, желающим стать моряками, советует:
— Идите к нам служить. Кто очень захочет быть настоящим моряком и не пожалеет сил для осуществления своей мечты, тот своего добьется.
|