ЯКОВЛЕВ
          ЕВГЕНИЙ
          НИКОЛАЕВИЧ

Родился в 1919 г. в г. Бологое. Русский. Окончил 11-ю железнодорожную среднюю школу. Состоял в ВЛКСМ. В 1940 г. окончил военную школу летчиков. На фронте с начала войны. С сентября 1941 г. по июнь 1942 г. учился в Высшей школе штурманов и летчиков дальней авиации. Гвардии майор, командир эскадрильи 19-го гвардейского Рославльского Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка. Член КПСС с 1944г. После войны продолжал служить в авиации. Уволен в отставку в звании подполковника. Жил в г. Тарту Эстонской ССР. Умер в 1975 г.

Звание Героя Советского Союза Е.Н. Яковлеву присвоено 18 августа 1945 г.

 

«ИДЕМ НА ЗАПАСНУЮ»

Тяжелые бомбардировщики, преодолев огромное расстояние, подходили к цели. Штурман эскадрильи доложил:
— Пиллау.-
Под крылом должен быть крупный военно-морской порт врага на Балтике, но внизу комэск Яковлев ни моря, ни города не видел: все закрыл густой туман. В таких случаях летчики говорят — цель закрыта. Что же делать? Сбрасывать бомбы наугад? Гвардии майор передал по радио приказ: «Всем идти на запасную цель — Данциг».
Эскадрилья, взяв новый курс, пошла на Данциг, на его военные объекты. Ведущий появился над целью настолько неожиданно, что зенитчики открыли огонь лишь после того, как сбросили бомбы. Успешно отбомбились и остальные самолеты эскадрильи.
Это было в ночь с 22 на 23 марта 1945 года, когда в Восточной Пруссии развернулась заключительная битва. За инициативу и настойчивость в выполнении боевого задания командир дивизии объявил комэску Яковлеву благодарность.
Случай этот не единственный. Евгений Николаевич всегда стремился к тому, чтобы с наибольшей эффективностью использовать бомбовый груз, нанести как можно больший урон врагу. Командир полка характеризует Яковлева: «Свою специальность летчика знает отлично, умело и грамотно эксплуатирует материальную часть. Летную работу любит, летает с большим желанием, днем и ночью, настойчиво отыскивает цель и точно выходит на нее».
Все дальние маршруты бомбардировщиков Яковлев знал прекрасно. 270 раз он вылетал на уничтожение военно-промышленных объектов в таких центрах противника, как Тильзит и Будапешт, Бреслау и Кенигсберг, Варшава и Инстенбург, Хельсинки и Данциг, Пиллау и Берлин. Замечательными помощниками в его ночных полетах были храбрые члены экипажа Ил-4: штурман капитан Паничкин, стрелок-радист старшина Гельмутдинов и воздушный стрелок старшина Кузнецов.
С ноября 1943 года Яковлев возглавил эскадрилью, которая произвела 664 успешных боевых вылета, сбросив на вражеские укрепления и войска свыше 600 тысяч тонн бомб. За время командования эскадрильей майор Яковлев, выполняя обязанности командира-инструктора, подготовил девять молодых летчиков для боевой работы в любых условиях дня и ночи. За смелые действия, точные удары по объектам противника в годы Великой Отечественной войны Евгений Николаевич награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского. А в августе сорок пятого ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В послевоенное время он снова овладевал знаниями, новой материальной частью, в совершенстве освоил полеты на сверхскоростных самолетах в сложных метеорологических условиях и научил своему искусству молодых летчиков. Значение его самоотверженной работы было отмечено орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.

к оглавлению

build_links(); ?>