pp - 0001-1.jpg

АВДЕЕВ
Владимир Иванович

 
В руках сжимая штурвал Ла-5,
Он клялся за Родину насмерть стоять.
Разведку противника вел с небес
И этим прославил войска ВВС.
 
Украсили грудь боевые награды —
В шеренге шагал лейтенант на параде.
Вот на таких сегодня равнение
И держит нынешнее поколение.

 

Родился 18 сентября 1922 года в рабочем поселке Снежок Рязанской области. В 1940 году окончил десять классов средней школы, а в августе был призван в ряды Красной армии и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова. После окончания школы в сентябре 1941 года в звании сержанта был направлен пилотом во 2-й запасной истребительный авиационный полк. С февраля 1943 года и до конца войны принимал активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков в качестве летчика-истребителя 63-го гвардейского истребительно-авиационного полка 3-й гвардейской истребительно-авиационной дивизии, а затем 50-го истребительно-авиационного полка 315-й истребительно-авиационной дивизии на Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. Успешно выполнил 212 боевых вылетов на разведку войск и техники противника.

Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

На Параде Победы шагал в составе батальона летчиков сводного полка 2-го Прибалтийского фронта. После войны служил старшим летчиком, а затем командиром авиазвена 50-го истребительно-авиационного полка 315-й истребительно-авиационной дивизии. В августе 1948 года поступил на инженерный факультет Ленинградской краснознаменной военно-воздушной инженерной академии. Закончил ее с отличием в июне 1954 года и получил назначение заместителем командира авиаэскадрильи 818-го, а затем 878-го истребительно-авиационного полка 216-й истребительно-авиационной дивизии. В конце 1955 года по состоянию здоровья был списан с летной работы. Инженером по самолетам служил в 9-м научно-исследовательском центре боевого применения. С апреля 1957 года служил научным сотрудником, старшим офицером по боевому применению истребительной авиации, ас мая 1962 года — начальником отдела НИИ-2 Министерства обороны. Уволен в запас 13 августа 1969 года в звании полковника. Продолжал работу на инженерных должностях.

Ушел из жизни 3 марта 1987 года.

О летчиках полка, в котором служил В. И. Авдеев, много интересного сказано в книге А. Чичельницкого «Летчики на воине», вышедшей в 1974 году и рассказывающей о боевом пути 15-и воздушной армии в годы войны.

Разведчики 50-го истребительного авиаполка летали с утра до вечера... Боевые донесения пестрели строками, в которых чаще других повторялись имена Виктора Полякова, Ивана Проникла, Леонида Корсакова, Георгия Новообращенного, Ивана Мавренкина, Владимира Авдеева...

24 июля 1944 года 4-я ударная армия штурмом овладела Даугавпилсом. Летчики 50-го истребительного авиаполка, славные разведчики, которые поднимались со своего аэродрома, чтобы добыть бесценные сведения о противнике, раскрывающие его планы и замыслы: оставаясь всегда в тени, подчас безвестными, они как бы освещали путь наступающим войскам.

Командующий фронтом генерал А. И. Еременко часто лично давал задания командиру 50-го полка подполковнику Вишнякову.

Летчики 50-го истребительного авиаполка летали на самолетах Ла-5 и Ла- 7, оборудованных специальной аппаратурой для ведения плановой и перспективной аэрофотосъемки. За 212 боевых вылетов В. И. Авдеев сфотографировал I486 кв. км площади, занятой противником (аэродромы, порты, коммуникации оборонительной полосы и т. д.). В отдельных случаях приходилось участвовать в бомбардировках аэродромов противника, летчик сбросил 56 бомб.

pp - 0002-2.jpg22-летний лейтенант Авдеев летал на своем «лавочкине» за линию фронта до 200км, туда, где находились основные силы войск и техники противника, действующие фронтовые аэродромы, железные и шоссейные дороги. Большую ценность для всех командиров представляли данные разведки поля боя, переднего края. При этом разведчики попадали под огонь противника. В этих случаях сократить потери можно только энергичным маневрированием, но при фотографировании необходимо строго выдерживать постоянными все параметры полета: высоту, скорость, курс. Самолет-разведчик встречают и зенитки, и истребители противника, с которыми вступать в бой запрещено — данные разведки важнее.

Можно себе представить, чего стоил Владимиру Авдееву каждый из 212 боевых вылетов на разведку.

к содержанию

build_links(); ?>