Хроника событий 2000 года


 

.  

У начала воинской славы

Боевая слава Красноярской 119-й стрелковой дивизии - ныне 17-й гвардейской Духовщинско-Хинганской Краснознаменной орденов Октябрьской Революции и Суворова пулеметно-артиллерийской дивизии начиналась на Тверской земле. Об этом рассказывает профессор, доктор военных наук Михаил Дмитриевич Хетчиков, президент Тверского областного общественного фонда поддержки Мемориального комплекса славы воинам-сибирякам

- Мемориальный комплекс славы воинам-сибирякам на Тверской земле отмечает места кровопролитных боев с немецко-фашистскими захватчиками за освобождение Тверской земли. Сам я человек военный, с 1975 года живу в Твери, хотя родом из Красноярского края. И Тверская земля стала для меня дважды родной еще и потому, что полита кровью моих дорогих земляков-сибиряков, которые пришли сюда из-за Урала, чтобы сразиться с ненавистным врагом.

Под городом Белый в братской могиле у деревни Плоское лежат двенадцать с половиной тысяч воинов-сибиряков 6-го добровольческого стрелкового корпуса и 119-й стрелковой дивизии. Недалеко от этого места, на границе Тверской и Смоленской областей, установлен памятник воинам 250-й стрелковой дивизии, участвовавшей в освобождении города Калинина. В ее состав входили отдельные батальоны и артиллерийские дивизионы, сформированные в Омской, Томской и Тюменской областях. В поселке Заволжский Калининского района установлен памятный знак Новосибирской 133-й стрелковой дивизии, которая 18 октября освободила от фашистов первые населенные пункты на Тверской земле - Старое и Новое Каликино.

Памятник на станции Чуприяновка, на братской могиле, где покоятся воины-артиллеристы 349-го артполка и отдельного медико-санитарного батальона 119-й стрелковой дивизии, был установлен сразу после войны. Был он из гипса и бетона и со временем просто разрушился. Наш общественный фонд взялся за его восстановление, и вот 8 декабря, в день освобождения станции Чуприяновка, он был открыт.

Памятник - это не только дань глубокого уважения погибшим воинам. Такие памятники, я убежден, больше нужны живым, чтобы не превратились все мы в иванов, не помнящих родства, чтобы не забывали своей истории, своего прошлого, чтобы пытались быть достойными его.

119-я Красноярская стрелковая дивизия - дивизия легендарная. Она до сих пор находится в строю Российских Вооруженных сил. В настоящее время части 17-й гвардейской пулеметно-артиллерийской дивизии расквартированы в поселке Барабаш Хасанского района Приморского края. Там же, в поселке, есть музей дивизии, куда приезжают люди со всей страны. Уже в наше время за успехи в боевой и политической подготовке, совпавшие по времени с боевыми действиями на острове Даманский, дивизия награждена орденом Октябрьской Революции. Таких воинских соединений немного. Сегодня эта дивизия носит звание гвардейской, которое ей было присвоено за боевые заслуги на Тверской земле. С ним она прошла Белоруссию, Прибалтику и встретила весть о победе под Кенигсбергом. Но на этом война для дивизии не окончилась. Она была переброшена на Дальний Восток, где отличилась в разгроме Квантунской армии. И в память о тех днях стала именоваться Хинганской .

Но слава ее началась на Тверской земле. Первый бой 119-я Красноярская стрелковая дивизия приняла у истоков Днепра, западнее поселка Оленино, где несколько дней сдерживала натиск трех немецких дивизий. Потом было участие в Калининской наступательной операции в составе ударной группы 31-й армии.

В соответствии с решением командующего Калининским фронтом войскам 31-й армии была поставлена задача наступать в направлении Чуприяновка - Старый Погост - Тургиново, выйти в тылы Клинской группировки противника и во взаимодействии с войсками 30-й армии Западного фронта уничтожить ее. Войска 29-й армии должны были нанести удар западнее Калинина в направлении на Даниловское.

Операция началась 5 декабря в три часа ночи, с захвата плацдарма для наступления главных сил армии. Утром 5 декабря после авиационной и 45-минутной артиллерийской подготовки дивизии первого эшелона форсировали Волгу, несмотря на сильный огонь противника, прорвали оборону, перерезали автомагистраль и к исходу дня освободили более десяти населенных пунктов. 634-й стрелковый полк 119-й стрелковой дивизии освободил Горохово, а затем Губино, отразив за день несколько контратак противника.

Всю ночь наши войска отбивали яростные атаки противника, а утром 6 декабря продолжили наступление. Для эффективной огневой поддержки пехоты артиллерийские дивизионы 349-го артполка 119-й стрелковой дивизии были приданы стрелковым полкам и наступали в их боевых порядках. Авиация противника ожесточенно бомбила наши войска, сосредотачивая основные усилия на поражение артиллерии. Активные и целенаправленные действия авиации противника приводили к большим потерям. Только за первые два дня боевых действий погибли командир 634-го стрелкового полка майор Фигнеров и командир 349-го артполка капитан Калужский. Чтобы остановить продвижение войск 31-й армии, противник перебросил на это направление две пехотные дивизии. Начались напряженные кровопролитные бои с переменным успехом. Потери личного состава росли. Но несмотря на возросшее сопротивление противника, 119-я стрелковая дивизия освободила 8 декабря поселок Чуприяновка, а утром 10 декабря - деревню Игнатово.

12 декабря после жестокого боя дивизия выбила немцев из деревни Марьино и получила приказ двумя полками наступать в направлении Калинина в составе ударной группы 31-й армии, которая была создана для окружения группировки противника. В состав ударной группы, кроме двух полков 119-й стрелковой дивизии, вошли 250-я и 247-я стрелковые дивизии, 54-я кавалерийская дивизия, два танковых батальона, два дивизиона реактивной артиллерии. К исходу дня командир 119-й стрелковой дивизии получил новую задачу, определившую ее дальнейший боевой путь.

14 декабря группировка 31-й армии с юго-востока обошла Калинин и перерезала Волоколамское и Тургиновское шоссе. У немцев, засевших в Калинине, оставалась единственная ниточка, связывающая их с собственными тылами, - Старицкое шоссе. Враг стал поспешно готовиться к отступлению и в ночь с 15 на 16 декабря вывел главные силы из города. В 3 часа ночи части 243-й стрелковой дивизии 29-й армии вошли с севера в город, уже не встретив сильного сопротивления противника. Утром того же дня части 250-й и 256-й стрелковых дивизий вошли в Калинин с юга и юго-запада. К 13 часам 16 декабря Калинин был полностью освобожден.

И хотя части 119-й стрелковой дивизии непосредственно в город не входили, героическими действиями ее бойцов и командиров были созданы условия, способствующие освобождению нашего любимого города. Между тем дивизия шла к Белому, сметая на пути мелкие вражеские гарнизоны, и к новому 1942 году была под Белым.

С того времени, почти полтора года, дивизия сражалась в тылу врага, не имея постоянного тылового обеспечения. Но зато было тесное взаимодействие с двумя партизанскими отрядами, действующими в тех краях, которые помогали доставать продовольствие и, что было не менее важным, сведения о противнике.

Немцы были всерьез обеспокоены активными действиями у них в тылу регулярного воинского формирования. Была разработана целая операция по его уничтожению. Казалось, судьба дивизии, оторванной от тылов, была предрешена. К тому времени бывший командир 119-й стрелковой дивизии генерал-майор Березин, с кем она проходила свое боевое крещение, был уже заместителем командующего 22-й армии. Узнав, что его родная дивизия находится в тяжелейшем положении, он нашел возможность приехать в штаб дивизии, чтобы оценить обстановку на месте. Он сказал, что дивизия должна продержаться еще два-три дня, после чего придет помощь. После отъезда из дивизии генерал-майора Березина уже никто не видел, как выяснилось много лет спустя, он погиб на обратном пути, его останки нашли всего несколько лет назад члены поискового отряда. Сегодня в музее в Белом хранится орден Красного Знамени, который был приколот к кителю погибшего генерала и по которому и опознали его останки. В истории бывшей 119-й Красноярской стрелковой дивизии два имени особо любимых и чтимых командиров: генерал-майора Березина и Героя Советского Союза генерал-майора Квашнина.

Сейчас много говорят и пишут о событиях на так называемом Ржевско-Вяземском плацдарме, в центре которого почти полгода находилась 119-я стрелковая дивизия. Вместе с 6-м Сибирским добровольческим стрелковым корпусом она участвовала в боевых действиях в рамках стратегической операции “Марс”, предназначенной обеспечить исход Сталинградской битвы. Тот удар, который нанесли врагу сибиряки, не позволил немцам перебросить с этого плацдарма под Сталинград танковые дивизии.

За участие в этих боевых действиях 119-й стрелковой дивизии и было присвоено звание гвардейской, и она стала именоваться 17-й гвардейской Духовщинской. Духовщина - так назывался первый населенный пункт на Смоленщине, который дивизия освободила в своем победном пути на запад.

“Тверские ведомости” № 100 (г. Тверь), 15.12.2000,
“ У начала воинской славы ”,
автор не указан

 

.

 


Назад

К главному меню