Потапов Николай Филиппович


Потапов Н.Ф.    

Родился 11 декабря 1921 года в с. Байково Починковского района Нижегородской области в крестьянской семье. В 1937 году закончил 8 классов средней школы в городе Первомайске, а в начале 1941 года – химический техникум и аэроклуб имени Каманина в городе Дзержинске Горьковской области. В феврале 1941 года добровольно вступил в ряды Красной Армии и был направлен в Черниговскую военную авиашколу, которую закончил в январе 1943 года в звании младшего лейтенанта летчиком на истребителях Як-1 и Як-7б. С февраля 1943 года участвовал в боевых действиях с фашистскими захватчиками в качестве летчика, старшего летчика и командира авиазвена 42-го Гвардейского истребительного авиаполка, который в составе 229-й Истребительной авиационной дивизии воевал сначала на Северо-Кавказском фронте, а затем (с декабря 1943 года) в Отдельной Приморской армии.

В декабре 1944 года 42-й Гвардейский истребительный авиационный полк был переведен в состав 269-го истребительный авиационный дивизион 2-го Белорусского фронта. Летал на самолетах-истребителях Як-9 на боевые задания по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, охраняя их от истребителей противника, по прикрытию своих наземных войск от немецкой авиации, по штурмовке и разведке войск и техники фашистов. За время войны совершил 244 боевых вылета, сбил 3 вражеских самолета (один лично, два в группе). На Параде Победы был будучи в должности командира авиазвена и в звании лейтенанта. По Красной площади шагал в составе батальона летчиков сводного полка 2-го Белорусского фронта. На груди двадцатитрехлетнего лейтенанта сияли два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени и медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов". После Парада Победы Николай Филиппович продолжал службу в авиационных частях Советской Армии в должностях командира авиазвена, авиаэскадрильи и помощника командира авиаполка. Дважды направлялся военным советником в Народную Республику Албанию на должность старшего инструктора при командире авиаэскадрильи. С августа 1954 года по январь 1958 года командовал авиаэскадрильей 396-го Отдельного авиаполка особого назначения ВВС. А с января 1958 года по февраль 1960 года –   командир авиаэскадрильи, старший летчик-испытатель. За период летной работы освоил 15 типов самолетов, в том числе три реактивных. Летал днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Общий налет более полутора тысяч часов, в том числе на реактивных – около 600 часов. Демобилизовался из рядов Советской Армии 4 февраля 1960 года по состоянию здоровья в звании подполковника. После демобилизации до октября 1966 года заведовал тактическим кабинетом Военно-Воздушной академии имени Юрия Алексеевича Гагарина. В течение четырех лет работал старшим инженером первого отдела института "Гипротюменнефтегаз". В 1973 года переехал в город Калязин Тверской области и до 1991 года работал председателем районного общества охотников и рыболовов.

Боевой летчик вспоминает:


Однажды, возвращаясь с задания, пилоты заметили отступающую колонну фашистов (около 100 машин и повозок) и обстреляли головную часть из пушек и пулеметов. В следующем заходе они увидели на поляне группу из восьми наших танков Т-34, которые заняли круговую оборону на предстоящую ночь. Чтобы обратить внимание танкистов, летчики снизились над ними на предельно малую высоту и, качая крыльями, стреляли в сторону колонны, которая им видна не была. Танкисты поняли, запустили моторы и устремились по указанному направлению. Позже танкисты сообщили, что фашистскую колонну они уничтожили полностью.


 

 


Назад

К главному меню

build_links(); ?>